Ивкина Екатерина, г. Рязань

Начальник отдела маркетинга и связи с общественностью ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава Росиии, г.Рязань.

Поймать удачу за крыло

Фотография, где видна Москва с высоты птичьего полета и часть крыла «Боинга»,   собрала в «Инстаграмме» кучу «лайков» за пару часов. «Вот это удача», — подумала Лера, когда отправилась к бабушке поделиться впечатлениями об отдыхе за границей.

Бабушка живет в своей уютной квартирке одна и всегда рада, когда внуки ее навещают. Вот и сейчас она с удовольствием стала листать фотографии на планшете внучки. «Это мы в последний день на экскурсию ездили, это собираем чемоданы, это мы уже приехали в аэропорт и сдаем багаж, это проходим на посадку, здесь я видишь, какая недовольная — это взлет задерживают, а это наш обед в самолете», — радостно щебетала внучка, комментируя фотографии.  «А это что?», — спросила бабушка, когда в ленте фотопленки ей попалась то самое «удачное» фото, сделанное из иллюминатора. «Оу, это мы заходим на посадку в Москве. Видишь, в кадр попало крыло, но фотка все равно красивая, — продолжала живо комментировать внучка.

«Дааа, крылья сейчас у самолетов большие, да и самолеты очень мощные», — задумчиво протянула бабушка, закрывая планшет.

Лера сразу вспомнила, что в годы войны бабушка служила в авиационной инженерно-технической группе  и следила за оборудованием самолетов.  «Ну расскажи, ты давно обещала», — стала просить Лера. Бабушка согласилась на удивление легко, вид самолета навеял воспоминания о молодости, которая пришлась на суровые годы Великой Отечественной войны.

«Когда началась война, я была уже взрослой девушкой, окончила авиационный  техникум. Нас отправили  по распределению работать на посадочную площадку  гражданской авиации. Я и еще пять девушек обеспечивали обслуживание авиационных приборов. Мы ремонтировали машины, готовили их к полетам. Сейчас часто вспоминают  подвиги военных летчиков. Но гражданские выполняли много опасной работы. В день делали десятки рейсов: грузы для фронта, письма, телеграммы, лекарства,  – все это перевозили гражданские пилоты.  Летали, в основном, на самолетах У-2. Бывало, вернется  такой самолет с задания, а на нем «живого» места нет: весь изрешечен пулями и снарядами. Так мы – девушки из инженерно-технической группы — повозимся-повозимся и вновь возвращаем машину в строй. Самолет после нашей работы как новенький.

Но вот один раз, помню, наша помощь летчикам потребовалась как никогда сильно. Это было летом 1943 года. Погода стояла чудесная – солнышко пригревает, травка зеленая. Ребята-летчики отправились на задание. А мы, девушки, как всегда остались ждать самолетов. В тот день их поднялось в небо необычайно много, почему-то случилось так, что очень много задач поставили перед нами. И вдруг посреди ясного голубого неба показалась небольшая тучка. Потом еще одна, и еще. Через полчаса уже все вокруг было затянуто серыми тучами, легкий ветерок превратился в шквалистый ветер, началась буря.  И даже самолет под порывами этого ветра может перевернуться, и тогда жди беды — потеряем и технику, и пилота. И вот вдали показался первый У-2. Когда он приблизился к земле, ветер усилился и самолет выглядел, словно игрушечный, так его швыряло в небе. По тому, как он заходил на посадку, сопротивляясь ветру и дождю, было понятно, что справляться  пилоту очень сложно. И тогда мы, шесть девчонок, побежали на взлетную полосу. Как только шасси коснулись земли, мы, что есть силы, вцепились в мокрые крылья У-2. Удержаться было очень сложно – пальцы соскальзывали, самолет находился в движении…  Но наш вес и  сила, с которой мы схватили его за крылья,  придали  устойчивости. Машина загудела, зашаталась, но устояла!  Вот это удача! Но радоваться было некогда — вдали уже виднелись другие самолеты, заходящие на посадку. Уж и не помню, сколько в тот день мы их спасли, считать было некогда. Просто ловили момент и прыгали с двух сторон на крылья, чтобы удержать…

Когда грязные, мокрые, уставшие, мы возвращались со взлетной полосы, мой взгляд упал на ноги. Оказывается, все это время я была обута в легкие летние босоножки, на маленьких каблучках,  которые, конечно, спасти было уже невозможно». Бабушка улыбнулась, вспоминая те самые босоножки, капли дождя  и  радость шести хрупких девушек от того, что все самолеты оказались в целости и сохранности.

Все это время Лера сидела как завороженная: представить свою хрупкую бабушку, которая, как герой боевиков, прыгает на крыло самолета и висит на нем, рискуя жизнью, она никак не могла. И тут она решила помочь своему воображению: «Бабушка, а покажи фотографии? Так хочется посмотреть на тебя, какая ты была в то время. Ну как ты управлялась с авиаприборами, какие самолеты были тогда!».  Бабушка посмотрела на правнучку недоуменно. «Фотографии?  Так и нет их у меня. Когда нам было фотографироваться? Мы задачи, поставленные Родиной,  старались выполнить. И все так жили тогда, на развлечения не оставалось времени».

И все же в семейном архиве Лера нашла два снимка.  На одном трое жизнерадостных парней готовят к полету У-2, а на другом ее бабушка, молодая-молодая, стоит, прижавшись к крылу самолета.